Присмотревшись к действительности, легко совершить путешествие в прошлое, знакомое только благодаря культурным явлениям. Нечто подобное проделывает художник Комиссаров, только вектор его движения направлен в фиктивное ретрофутуристическое будущее, которое никогда не наступит, но которое уже прожито несколькими поколениями читателей романа Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной». Выставка «Память Земли» как раз и напоминает загадочный фантастический роман, сюжет которого знаком и в то же время незнаком зрителю. Подобно писателям-фантастам, Комиссаров моделирует некое доиндустриальное общество, пребывающее в состоянии перманентного пикника. Встреченный в лесной глуши ржавый мангал, вдохновивший художника на своеобразную космическую одиссею, являет нам печальный итог колонизации пригодных для жизни планет.

Павел Маркайтис